Stakeholder engagement

Throughout its history, Sberbank has functioned as both economic and social financial institution. The success of our development is closely related to building strong relationships with stakeholders.

Stakeholders’ concerns guideline our development activities in all CSR areas. We use various communication channels to identify their expectations and, based on the received feedback, make management decisions, and introduce changes to existing processes.

Stakeholder engagement tools in Sberbank Group

Application of crowdsourcing technology

The search for managerial decisions through crowdsourcing has become a part of the bank’s daily activities, and is used for product improvement and development of internal processes. In 2014, 123 professional communities of networking employees, clients, and experts from across Russia used the www.sberbank21.ru website to discuss the bank’s current projects. In the reporting period, crowdsourcing participants suggested the following ideas, including:

  • creation of a Sberbank Online service to submit claims regarding self-service machines malfunctions with a claim status monitoring capability;
  • early credit repayment through self-service machines and Sberbank Online;
  • creation of a separate information resource “From Heart to Heart” on Sberbank’s website for project work with orphanages, and others.

As part of crowdsourcing, separate work was carried out with small business representatives. More than 5,000 Sberbank clients took part in the development of such projects as “Building an office for small business”, “New solutions for the development of Sberbank’s corporate client remote service”, and “Let’s improve small business products together!”. In particular, small business representatives proposed introduction of such services as self-collection, SMS informing and automated payments (autopayment service) improving Sberbank Business Online service and others.

Mass media monitoring and analysis

We are monitoring Russian and foreign mass media, including print media, news agencies, TV, radio and online publications on a regular basis. We use monitoring results to prepare analytical reports for top management. These reports reflect what aspects of our business evoke public concern and interest.

Table 2: Main topics of mass media articles about Sberbank Group published in 2014
Topic Comment
Sberbank
EU and US sanctions against the Russian Federation bank sector Sberbank follows the best international corporate governance practices in its business activities, and complies with European and US regulation standards. We have all the necessary resources and management experience to continue successful operation in the current conditions, and to fulfil our commitments to Russian and international clients. Sberbank highly appreciates the trust of its shareholders. The Bank’s development strategy up to 2018 provides for maintaining capital adequacy with a required safety margin using current profits and attracting subordinated debt instruments.
Sberbank as the General partner for Sochi 2014. Funding of Sochi Olympics infrastructure projects Sberbank was the General Partner of the 22nd Winter Olympics. Sberbank took part in financing the construction of the Russian Mountains ski jump complex and the first Russian resort town (Gorky Gorod in Krasnaya Polyana) with a highly developed infrastructure. In cooperation with the Organisation Committee, we implemented the Sochi 2014 coinage programme and created up-to-date banking and payment infrastructure.
Increase in interest rate on deposits, savings certificates and mortgage loans in December 2014 We raised interest rates on deposits and savings certificates for individuals several times in December 2014. The maximum increase in interest rates was 3.5 percentage points and 1.7 percentage points for RUB and USD/EUR deposits, accordingly.
Optimisation of the number of Sberbank customer service outlets Optimisation is part of the customer service outlet network reformatting programme launched in 2010. The Bank closes small unprofitable offices and opens larger units at busy locations. To keep the availability of financial services, we also introduce alternative forms of servicing (e.g. internet banking, mobile banking, and ATMs).
Subsidiary banks
Increase of the loan portfolio of Cetelem Bank Cetelem Bank showed the highest growth of its retail loan portfolio among the 100 top Russian banks in terms of assets in the first half of the reporting period.
Risks to Russian banks due to the situation in Ukraine Fitch Ratings, an international credit rating agency, noted that the risks of Russian banks related to the situation in Ukraine can have a significant impact on their financial situation if their borrowers suffer from the current increased political and economic stress. Sberbank Ukraine prepared comments for the press with a statement about the bank’s stable financial situation, solid liquidity cushion and capital adequacy.
DenizBank awarded for innovative products, services and processes DenizBank received the award in the Most Innovative Bank of the Year category at the prestigious BAI Banking Innovation Awards-2014 global award ceremony. DenizBank went to the finals in the categories of Product and Service Innovation, Channel Innovation, and Innovation in Internal Process Improvement.
Dialogue with agricultural producers as part of DenizBank’s trip across Turkey Being the leader among private banks in Turkey in agricultural financing, DenizBank made a trip across the country to celebrate the 10th anniversary of the agricultural producer card (Producer Card). The 15,000-kilometer trip lasted three months and covered 200 locations (towns, villages, and farming cooperatives). More than 3,000 DenizBank employees interviewed one million customers, asking them about the convenience and effectiveness of the products and services offered by DenizBank.
Sberbank’s leading position in Central and Eastern Europe Sberbank ranked first among Central European and East European banks in the annual ranking of the world largest banks carried out by The Banker. Sberbank was rated 33rd in the overall standing, rising one place higher compared to last year.

Answering employees’ questions

We analyse main employee communication channels, identify employees’ concerns, and provide answers so that employees have a better understanding of the Group’s development prospects in the near future. To compile a list of questions, we focus on the following communication channels in Sberbank:

  • feedback button on the employee intranet page;
  • hot line with the President;
  • special E-mail address for payroll issues (oplata-truda@sberbank.ru);
  • employee forum, etc.

Subsidiary banks and affiliated companies use their own feedback tools to achieve this goal.

Table 3: Primary areas of concern of Sberbank Group’s employees in 2014
Topic Question Group members’ response
Sberbank
Salary indexation Will there be indexation of salaries? A salary increase was applied in 2014 to some employees of mass professions whose salary was below the market average. A salary increase for other employee categories became impossible due to the economic situation in 2014.
Corporate benefits What changes in the corporate benefits programmes will be made in 2014-2015? From January 1, 2014, Voluntary Medical Insurance (VMI) became free for employees that have more than one year’ service record at the bank. We are not planning to reduce the main scope of existing employee benefits in 2015, such as VMI, accident insurance, or the corporate pension plan. Due to the difficult economic situation in the country, lending on preferentian conditions and children’s recreation support programmes will not be expanded.
Layoffs Are employee layoffs planned due to the difficult economic situation in the country? The personnel headcount is based on Sberbank Group’s business volume. In case of further aggravation of the economic situation, we may transfer employees to part-time employment or rotate staff in departments and regions of the country within the Sberbank system in order to save jobs.
Subsidiary banks and affiliated companies
Development of internal communications in BPS-Sberbank What will be the procedure to inform employees about innovations in the field of personnel management? The Bank plans to conduct communication sessions and develop internal resources to ensure the availability of key corporate information in 2015.
Employees in the Lugansk and Donetsk Regions What will happen to bank employees who cannot attend work due to the hostilities? Pursuant to legal requirements (Art. 113 of the Labour Code of Ukraine), this time will be accounted for as non-productive hours with payment of salary preserved.
Help to Sberbank’s Ukrainian employees who had to temporarily move away from the conflict zone Will they receive financial, housing, and employment assistance? Financial assistance was provided to pay rent. Employees were temporarily relocated to other Sberbank Ukraine units. More than 100 people (employees and their families) were housed in Zhovten sanatorium from May through September 2014 at the expense of Sberbank Ukraine.
Performance assessment at DenizBank Why do employees rarely receive feedback? The frequency of performance development system has been increased to twice a year from once a year.
Technical support in Sberbank Europe (Slovenia) Is it possible to improve technical support? Since 2014 technical support employees in Slovenia helped users directly at the workplace to understand problems better .
Employees’ health in the Sberbank Private Pension Fund

Ideas Exchange

The Bank has established the “Ideas Exchange” platform to encourage its employees get involved in management processes. The platforms are attended by about 10% of Sberbank employees, including the employees of subsidiary banks in Kazakhstan, Belarus and Ukraine. In 2014 34,500 employees suggested 91,200 ideas, more than a half (51%) of which were implemented. The total economic effect of their implementation amounted to RUB 4.1 bn. The main areas addressed by ideas developers included:

  • increase in the share of non-cash payments;
  • attraction of retail funds;
  • reduction of the number of errors in business units and an increase in the customer satisfaction level;
  • enhancement of collection service performance and a reduction in investment costs (including BU reformatting), etc.

Examination of internal regulations

Since 2013 the bank has been committed to a mandatory crowdsourcing examination of internal regulations before their approval. Altogether, in 2014 crowdsourcing made it possible to submit 60 drafts of internal regulations for discussion. We collected about 30,000 proposals from 6,800 employees. More than 20% of these proposals were efficient and helped the bank to take into account regional specifics in preparation of documents before their approval.

Взаимодействие с заинтересованными сторонами

На протяжении всей истории Сбербанк выполнял свои функции и как экономический, и как социальный финансовый институт. Успех нашего развития тесно связан с выстраиванием надежных отношений с заинтересованными сторонами.

Вопросы, волнующие заинтересованные стороны, являются для нас ориентирами развития деятельности по всем направлениям КСО. Чтобы выявить их ожидания, мы используем разные каналы коммуникации и на основании получаемой обратной связи принимаем управленческие решения и вносим изменения в существующие процессы.

Инструменты взаимодействия с заинтересованными сторонами в Группе Сбербанка

Применение технологии краудсорсинга

Поиск управленческих решений с помощью механизма краудсорсинга стал частью повседневной работы банка и применяется для улучшения продуктов и совершенствования внутренних процессов. В 2014 году для обсуждения актуальных проектов банка на площадке www.sberbank21.ru функционировало 123 профессиональных сообщества, объединяющих сотрудников, клиентов и профильных специалистов со всей России. В отчетном периоде участниками краудсорсинга среди прочих были предложены следующие идеи:

  • создание в Сбербанк Онлайн сервиса для подачи претензий о сбоях устройств самообслуживания с возможностью контроля статуса их рассмотрения;
  • досрочное погашение кредита через устройства самообслуживания и Сбербанк Онлайн;
  • создание отдельного информационного ресурса для проекта по работе с детскими домами «От сердца к сердцу» на сайте Сбербанка и др.

Отдельная работа в рамках краудсорсинга осуществлялась с представителями малого бизнеса. Более 5 тыс. клиентов банка приняли участие в разработке таких проектов как «Строим офис для малого бизнеса», «Новые решения по развитию дистанционного обслуживания Сбербанка России для корпоративных клиентов», «Сделаем вместе лучшие продукты для малого бизнеса!». В частности, представители малого бизнеса предложили внедрить такие сервисы как самоинкассация, CМС-информирование и автоплатежи по типовым операциям, совершенствование сервиса Сбербанк Бизнес Онлайн и др.

Мониторинг и анализ СМИ

На регулярной основе мы проводим мониторинг российских и иностранных СМИ, включая печатные издания, информационные агентства, ТВ, радио и интернет издания. На его основании мы готовим аналитические отчеты для топ-менеджмента, которые отражают, какие аспекты нашей деятельности волнуют и интересуют общество.

Таблица 2. Основные темы статей о Группе Сбербанка, опубликованных в СМИ в 2014 году
Тема Комментарий
Сбербанк
Санкции, введенные со стороны ЕС и США в отношении банковского сектора РФ В своей деятельности Сбербанк руководствуется лучшими мировыми практиками корпоративного управления и соответствует стандартам европейских и американских регуляторов. Мы обладаем всеми необходимыми ресурсами и управленческим опытом для того, чтобы продолжать успешно работать в сложившихся условиях и выполнять наши обязательства перед российскими и международными клиентами. Сбербанк высоко ценит доверие своих акционеров. Стратегия развития банка до 2018 года предусматривает поддержание достаточности капитала на адекватном уровне с необходимым запасом прочности за счет текущей прибыли и привлечения субординированных долговых инструментов.
Сбербанк — Генеральный партнер «Сочи 2014». Финансирование инфраструктурных проектов для Игр в Сочи Сбербанк выступал в роли Генерального партнера XXII Олимпийских зимних игр. При финансовом участии Сбербанка в Красной Поляне было организовано строительство трамплинного комплекса «Русские горки» и первого в России города-курорта с высокоразвитой инфраструктурой «Горки Город». Также в рамках сотрудничества с Оргкомитетом мы реализовали монетную программу «Сочи 2014» и создали современную банковскую и платежную инфраструктуру.
Повышение ставок по вкладам и сберегательным сертификатам и по ипотеке в декабре 2014 В декабре 2014 года мы несколько раз повысили процентные ставки по вкладам и сберегательным сертификатам для физических лиц. Максимальное повышение процентных ставок составило 3,5 процентных пунктов в рублях и 1,7 процентных пунктов в долл. США и евро.
Оптимизация количества отделений Сбербанка Оптимизация происходит в рамках программы переформатирования сети, запущенной в 2010 году. Банк закрывает небольшие нерентабельные офисы и открывает одно более крупное подразделение, расположенное в местах концентрации клиентов. Для сохранения доступности финансовых услуг мы также внедряем альтернативные формы обслуживания (в частности, интернет-банкинг, мобильный банк и банкоматы).
Дочерние банки
Увеличение кредитного портфеля Сетелем Банка Сетелем Банк продемонстрировал самые высокие темпы роста розничного кредитного портфеля из топ-100 российский банков по размеру активов в первом полугодии отчетного периода.
Риски для российских банков, связанные с ситуацией в Украине Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings отметило, что риски российских банков, связанные с ситуацией на Украине, могут существенно сказаться на их финансовом положении, если заемщики пострадают в результате текущего повышенного политического и экономического стресса. Сбербанк Украина подготовил комментарии прессе о стабильном финансовом положении банка, прочном запасе ликвидности и достаточности капитала.
Награждение ДенизБанка за инновационные продукты, услуги и процессы ДенизБанк получил награду в категории «Самый инновационный банк года» на церемонии вручения престижной мировой премии «BAI Banking Innovation Awards-2014». ДенизБанк прошел в финал в категориях «Инновационные продукты и услуги», «Прямые инновации» и «Инновации в области модернизации процессов».
Диалог с клиентами-производителями сельскохозяйственной продукции в рамках путешествия ДенизБанка по Турции ДенизБанк, являющийся лидером среди частных банков Турции по финансированию сельского хозяйства, осуществил путешествие по стране на 10-летный юбилей выпуска карты производителя сельскохозяйственной продукции (Producer Card). Путешествие протяженностью в 15 тыс. километров длилось три месяца и затронуло 200 локаций (города, деревни, сельскохозяйственные кооперативы). Более трех тысяч сотрудников ДенизБанка провели беседы с миллионом клиентов об удобстве и эффективности предлагаемых ДенизБанком продуктов и услуг.
Лидирующие позиции Сбербанка в Центральной и Восточной Европе Сбербанк занял первое место среди банков Центральной и Восточной Европы в ежегодном рейтинге крупнейших банков мира журнала The Banker. В общем зачете Сбербанк занял 33 место, поднявшись на одно место по сравнению с прошлым годом.

Ответы на вопросы сотрудников

Мы анализируем основные каналы коммуникаций с сотрудниками, выявляем волнующие их вопросы и даем ответы, чтобы сотрудники могли сформировать представление о перспективах развития Группы на ближайшее время. Для составления перечня вопросов мы ориентируемся на следующие каналы коммуникаций, функционирующие в Сбербанке:

  • кнопка обратной связи на странице «Сотрудникам» внутреннего портала;
  • прямая линия с Президентом;
  • специализированный адрес электронной почты «Оплата труда» (oplata-truda@sberbank.ru);
  • форум сотрудников и др.

Дочерние банки и компании используют для достижения этой цели свои инструменты обратной связи.

Таблица 3. Основные вопросы, интересовавшие сотрудников Группы Сбербанка в 2014 году
Тема Вопрос Действия участников Группы, предпринятые в ответ на данный вопрос
Сбербанк
Индексация заработных плат Будет ли проводиться повышение заработных плат? В 2014 году было произведено повышение заработных плат ряда сотрудников массовых специальностей, зарплата которых была ниже рыночной по соответствующим квалификациям. Повышение уровня оплаты труда иных категорий работников стало невозможным ввиду сложившейся в 2014 году экономической ситуации.
Корпоративные льготы Какие изменения в программах корпоративных льгот будут произведены в 2014-2015 годах? С 1 января 2014 года ДМС стало бесплатным для сотрудников со стажем работы от одного года. В 2015 году мы не планируем сокращать основные действующие льготы — ДМС, страхование от несчастных случаев, корпоративную пенсионную программу. В связи со сложной экономической ситуацией в стране программы льготного кредитования и поддержки детского отдыха не будут расширены.
Кадровые сокращения Планируются ли сокращения персонала в связи с тяжелой экономической ситуацией в стране? Численность персонала определяется объемом бизнеса Группы Сбербанка. При дальнейшем обострении экономической ситуации для сохранения рабочих мест мы можем устанавливать неполное рабочее время, а также проводить ротацию сотрудников по подразделениям и регионам страны внутри системы Сбербанка.
Дочерние банки и компании
Развитие внутренних коммуникаций в БПС-Сбербанке Каким образом будет налажено информирование сотрудников о нововведениях в области управления персоналом? На 2015 год в банке запланировано проведение коммуникационных сессий и развитие внутренних ресурсов для обеспечения доступности ключевой корпоративной информации.
Работа сотрудников в Луганской и Донецкой областях Что будет с сотрудниками, которые не могут выйти на работу из-за военных действий? Согласно требованиям законодательства (ст. 113 КЗоТ Украины), сотрудникам оформлялся простой в работе с выплатами заработной платы.
Помощь сотрудникам Сбербанка Украина, временно переехавшим из зоны конфликта Будет ли оказана материальная помощь, а также помощь в размещении и трудоустройстве? Была предоставлена материальная помощь в оплате аренды жилья и осуществлены временные переводы данных сотрудников в другие подразделения Сбербанка Украина. Более 100 человек (сотрудников и их семей) были размещены в санатории «Жовтень» с мая по сентябрь 2014 года за счет Сбербанка Украина.
Оценка эффективности в ДенизБанке Почему сотрудники редко получают обратную связь? Оценка эффективности сотрудников стала проводиться два раза в год вместо одного раза.
Техническая поддержка в Сбербанке Европа (Словения) Можно ли сделать работу техподдержки более эффективной? С 2014 года сотрудники техподдержки в Словении помогают пользователям прямо на рабочих местах, чтобы лучше понимать возникшие проблемы.
Здоровье работников в НПФ Сбербанка Будут ли организованы спортивные и оздоровительные программы для сотрудников? Со второго квартала 2014 года для работников НПФ Сбербанка был организован доступ к площадкам для игр в волейбол и футбол два раза в неделю.

Биржа идей

Для вовлечения сотрудников в процессы управления функционирует внутренняя платформа «Биржа идей», участие в которой принимает около 10% сотрудников Сбербанка, в том числе из дочерних банков в Казахстане, Республике Беларусь и Украине. За 2014 год 34,5 тыс. сотрудников предложили 91,2 тыс. идей, больше половины (51%) которых были реализованы. Общий экономический эффект от их внедрения составил 4,1 млрд руб. Основные темы, затронутые авторами, включали:

  • повышение доли безналичных платежей;
  • привлечение средств населения;
  • снижение количества ошибок в ВСП и повышение уровня удовлетворенности клиентов банка;
  • повышение эффективности службы инкассации и расходов на капитальные затраты (в том числе переформатирование ВСП) и др.

Экспертиза внутренних нормативных документов

С 2013 года в банке действует правило обязательной краудсорсинговой экспертизы внутренних нормативных документов перед их утверждением. В течение 2014 года с помощью краудсорсинга были вынесены на обсуждение 60 проектов внутренних нормативных документов, собрано около 30 тыс. предложений от 6,8 тыс. сотрудников. Более 20% предложений оказались полезными и позволили банку учесть региональную специфику в разрабатываемых документах перед их внедрением.