Управление комплаенс-риском

В настоящее время мы работаем над созданием единой системы управления комплаенс-риском по всей Группе Сбербанка. Целью этой системы является обеспечение соответствия нашей деятельности законодательным нормам и лучшим практикам ведения бизнеса по таким аспектам, как:

  • противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД /ФТ);
  • контроль экономических санкций, установленных Российской Федерацией, международными организациями и отдельными государствами;
  • обеспечение рыночного поведения и справедливой конкуренции при совершении операций на финансовых рынках;
  • предотвращение использования инсайдерской информации и манипулирования ценами на финансовых рынках;
  • управление конфликтами интересов и противодействие коррупции;
  • соблюдение иных этических норм поведения работников.

Для создания единой системы в 2013 году мы выстроили организационную структуру подразделений комплаенс в Сбербанке, а в 2014 году — сформировали функцию комплаенс в дочерних банках и компаниях Группы и утвердили единые методологические подходы к управлению комплаенс-риском для их распространения среди участников Группы.

Также одной из наших задач в 2014 году было развитие инициатив, нацеленных на продвижение комплаенс-ориентированной модели поведения работников Группы Сбербанка и создание прочной связи между их поведением и материальной компенсацией. В целях развития комплаенс-культуры и повышения информированности работников мы разработали обучающие программы по различным направлениям комплаенс и на регулярной основе проводим тренинги для работников. Все работники проходят ознакомление с требованиями документов комплаенс при приеме на работу и обучение в процессе своей деятельности как с использованием дистанционных программ, так и очно.

Противодействие коррупции

Для совершенствования нашей деятельности по предупреждению коррупции мы провели оценку рисков, связанных с коррупцией, во всех участниках Группы.

Таблица 10. Основные риски в области коррупции, выявленные в ходе оценки по Группе Сбербанка в 2014 году
Риски, выявленные в ходе оценки Меры по их минимизации
Риски несоблюдения требований Политики по противодействию коррупции Автоматизация ведения реестров сведений, подлежащих сбору и анализу в рамках актуализации и соблюдения требований Политики
Риски несвоевременного информирования о нарушениях

Создание единой информационной среды для обмена сведениями о фактах нарушений

Выделение «Горячей линии», по которой могут обратиться сотрудники банка

Риски, связанные с коррупцией в закупочной деятельности

Внедрение в процессы закупочной деятельности процедур комплаенс

Совершенствование механизма закупок

Разъяснение сотрудникам, работающим в сфере закупок, принципов банка в области противодействия коррупции и внесение ответственности за их соблюдение в должностные инструкции

На основании результатов проведенной оценки была разработана Политика по противодействию коррупции, которая определяет комплекс взаимосвязанных принципов и процедур по противодействию коррупции в банке и Группе и распространяется на всех сотрудников, независимо от занимаемого ими положения. Политика является основой антикоррупционной программы Группы Сбербанка и закрепляет приверженность банка и Группы принципу непринятия коррупции в любых формах и проявлениях (принцип «нулевой толерантности»). В 2014 году участники Группы адаптировали и последовательно внедряли собственные внутренние документы и процедуры по предупреждению коррупции в соответствии с требованиями Политики.

Проводимые в Группе мероприятия оказывают положительное влияние: мы наблюдаем отрицательную динамику зафиксированных случаев коррупции в дочерних банках и нулевые значения по этому показателю в дочерних компаниях. По Сбербанку количество случаев коррупции снизилось с 68 в 2013 году до 11 в 2014 году.

Рисунок 8. Общее количество выявленных случаев коррупции в дочерних банках и компаниях Группы Сбербанка