Socially oriented products

Sberbank has an important function as an intermediary for social payments to the general population, including pensions, scholarships, and allowances for children. We distribute payments to 36.7 million people in total, accounting for a quarter of the Russian population.

Table 15: Number of clients receiving social payments through Sberbank
Payment Number of clients, mn
2013 2014
Pensions and other payments of Pension Fund of Russia 21.8 23.3
Military pensions 2.3 2.4
Allowances and scholarships 2.6 3
Children’s allowance 8 7.4
Pensions based on agreements with private pension funds 0.6 0.6
Total 35.3 36.7

Pensioner support

Sberbank not only makes pension payments, but also offers products on special conditions to customers of retirement age: bankcard for pension, loans at lower interest rates, and deposits at special rates. In 2014, the number of pensioners using “social” cards increased to 26.4 million (18.5 million in 2013). The number of deposit agreements concluded with retirees on special conditions exceeded 30 million in the reporting period.

In 2014 we introduced a new service for pensioners and some vulnerable categories of citizens to get free federal retirement benefit statements and other types of social benefits from the pension fund of the Russian Federation, credited to one’s Sberbank account. Clients can get helped at any Sberbank customer outlet or through Sberbank Online service.

In order to evaluate the results of our work with special population groups, we are monitoring the satisfaction rate of our customers in different segments on an annual basis. NPS and satisfaction of retirees demonstrate stable and good results — 64% and 88 points respectively. It is noteworthy that results of these studies in the pensioners’ segment exceed the average values for all Sberbank clients (60% and 86 points respectively).

Figure 14: Pensioners’ Net Promoter Score (NPS) According to the annual Loyalty and Client Satisfaction Survey of service quality in Sberbank and in competitor banks conducted by an independent company., %

Figure 15: Survey of pensioners’ satisfaction rate (CSI) According to the annual Loyalty and Client Satisfaction Survey of service quality in Sberbank and in competitor banks conducted by an independent company., points

BPS-Sberbank has developed a special bank deposit for retirees “Pensionny”, which offers an increased interest rate, and the banking package “Pensionny-Legkiy”, which includes issuance of a bankcard and other services. DenizBank together with the Turkish association of retired persons issued a bankcard that provided retirees with various bonuses. The number of cardholders increased from 89.7 thousand to 208.4 thousand people during 2014.

Student Support

Sberbank launched a new product entitled “Government-supported student loan” in August 2014, which aims to stimulate the development of secondary technical and higher education in the Russian Federation, and is implemented jointly with the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. As a part of the programme, the government partly reimburses to students the cost of study at ¾ of the refinancing rate. Thus, the student loan rate will be ¼ of the refinancing rate plus five percentage points, which at the moment is only 7.06%. The lending programme aims at long-term training of students and 10 years after graduation students can extend the loan periods in some cases. This is a pilot project and it will be extended in 2015.

We issue the “Molodezhnaya” debit and credit card specially for young people with a low annual fee, discounts, accrued bonuses and special offers from payment systems. In 2014, the transactional activity with “Molodezhnaya” cards grew by 6%.

NPS and satisfaction level of young people with our services is consistently higher than that of our competitors. In 2014, NPS increased significantly. The number of young people who are ready to recommend us to their friends and relatives increased by 8 percentage points as compared to the previous year.

Figure 16: Youth segment NPS Based on the results of the annual Net Promoter Score and Customer Satisfaction Index for Sberbank and competitor banks conducted by an independent company., %

Figure 17: Survey of Customer Satisfaction Index for the youth segment (CSI) Based on the results of the annual Net Promoter Score and Customer Satisfaction Index for Sberbank and competitor banks conducted by an independent company., points

DenizBank, a Sberbank Group member, also provides students with education loans at reduced rates. In addition, in collaboration with four major universities of Turkey, DenizBank produces credit cards which are used as student access cards at the same time. The bank developed special “Youth” accounts for students with bonuses and special offers without a service fee. Education loans are also provided by BPS-Sberbank and Sberbank Kazakhstan.

Housing loans

An important social task for Sberbank is to increase affordability of housing for the population. For this purpose we adopted a new customer service model for mortgage lending by expanding the network for acceptance of mortgage applications in 2014. Now to file an application our customers do not need to go to the mortgage centre — they can apply at any bank office with the sales manager or mortgage lending manager’s assistance. In 2013 our clients were consulted by 2,000 Sberbank professionals and in 2014 the number of qualified mortgage sales consultants increased to 20,000, which significantly simplified the population’s access to mortgages.

Table 16. Main socially oriented products of Sberbank’s housing loans
Product Preferential terms Indicated favourable conditions were effective in 2013-2014. Year 2013 results Year 2014 results
Young family

Reduced initial payment (10%)

Deferred repayment of principal debt

Conducting of promotional campaigns

110.1 thousand loans granted worth

over RUB 156 bn

183.7 thousand granted worth over RUB 284 bn

Military mortgage — finished

housing acquisition

Annual interest rate from 9.5% for up to 20 years In 2013 the rate was 10.5%. At the beginning of 2015 the rate was 12.5% for a period up to 15 years.

Initial payment of 10%

Loans are repaid with targeted housing loans provided to soldiers by the government

1.6 granted worth

over RUB 2.78 bn

3.6 granted worth

over RUB 6.6 bn

Mortgage plus maternity capital Use of maternity capital as an initial payment on a loan or on its repayment Maternity capital used by 107 thousand borrowers to repay loans for an amount of RUB 43.8 bn Maternity capital used by 120.7 thousand borrowers to repay loans for an amount of RUB 46.5 bn
Regional housing programmes

Acceptance of housing and other certificates which confirm that certificate holders are entitled to financing from regional or federal housing programmes

Subsidies from regional and local government, as well as from employers

26 thousand loans loans granted worth RUB 40 bn 12.2 thousand loans loans granted worth RUB 66 bn
State housing certificates Participation in the federal targeted programme of housing to implement state obligations to provide housing to certain categories of citizens stipulated by federal legislation Through Sberbank 13.4 thousand certificates granted worth RUB 25.9 bn Through Sberbank 9.7 thousand certificates granted worth RUB 20.2 bn
Building-and-loan associations (Popular Mortgage)

Accumulation of the initial payment on special accounts from 3 to 6 years

Fixed reduced interest rate from 6 to 8% per year

Regional government budget subsidises up to 30% of participants savings

4.2 thousand accumulative deposits opened worth RUB 657 mn Data provided for the end of the period cumulatively.

10 thousand accumulative deposits opened worth RUB 1.2 bn

48 loans granted worth RUB 29 mn

Special Offer for teachers Special conditions for education workers: a 0.5% discount to the interest rate reduced to 10% of initial payment, loan term up to 14 years The event was dedicated to the International Day of Teachers and took place from 26.09 to 31.12.2014 - 2.1 thousand loans granted worth RUB 2.7 bn

Sberbank Kazakhstan also implements “Young family” programme, meanwhile BPS-Sberbank provides loans at reduced interest rates to people who need to improve their housing conditions. Within the state programme for reconstruction of houses located in the areas of Turkey with high risk of earthquakes, DenizBank provides loans for modernisation of buildings for the second consecutive year.

Социально ориентированные продукты

Сбербанк выполняет важную функцию проводника социальных выплат для населения, включая пенсии, стипендии и пособия для детей. В общей сложности через нас получают выплаты 36,7 млн человек, что составляет четверть населения России.

Таблица 15. Количество клиентов, получающих выплаты социального характера через Сбербанк
Характер зачисления Количество клиентов, млн
2013 2014
Пенсии и другие выплаты Пенсионного фонда РФ 21,8 23,3
Пенсии военным пенсионерам 2,3 2,4
Пособия и стипендии безработным гражданам 2,6 3
Пособия на детей 8 7,4
Пенсии на основании договоров с НПФ 0,6 0,6
Всего 35,3 36,7

Поддержка пенсионеров

Сбербанк не только осуществляет пенсионные выплаты, но и предлагает клиентам пенсионного возраста продукты на специальных условиях: банковскую карту для получения пенсии, кредиты по пониженным и вклады по особым ставкам. В 2014 году количество пенсионеров, использующих «Социальную» карту, увеличилось до 26,4 млн человек (18,5 млн в 2013 году). Количество депозитных договоров, заключенных с пенсионерами на специальных условиях, превысило в отчетном периоде 30 млн.

В 2014 году мы ввели новый сервис для пенсионеров и льготных категорий граждан по бесплатному получению справки о видах и размерах пенсий и других социальных выплат Пенсионного фонда РФ, зачисленных на счет в Сбербанке. Получить справку можно в любом офисе Сбербанка или с помощью сервиса Сбербанк Онлайн.

Для того чтобы оценить результаты нашей работы с особыми Группами населения, мы на ежегодной основе осуществляем мониторинг удовлетворенности в разрезе клиентских сегментов. Показатели лояльности и удовлетворенности пенсионеров демонстрируют стабильно высокие результаты — 64% и 88 баллов соответственно. Следует особо отметить, что результаты этих исследований по сегменту пенсионеров превышают усредненные значения по всем клиентам Сбербанка (60% и 86 баллов соответственно).

Рисунок 14. Индекс лояльности пенсионеров (NPS)По результатам ежегодного Исследования лояльности и удовлетворенности клиентов качеством обслуживания в Сбербанке и банках-конкурентах, проводимого независимой компанией., %

Рисунок 15. Исследование удовлетворенности пенсионеров (CSI)По результатам ежегодного Исследования лояльности и удовлетворенности клиентов качеством обслуживания в Сбербанке и банках-конкурентах, проводимого независимой компанией., баллы

Среди организаций Группы БПС-Сбербанк разработал специальный банковский депозит «Пенсионный» с повышенным размером процентов и пакет банковских операций «Пенсионный-Легкий», включающий выпуск банковской карты и другие услуги. ДенизБанк совместно с Турецкой ассоциацией пенсионеров выпустил банковскую карту, которая предоставляет пенсионерам различные бонусы. За 2014 год число обладателей карты выросло с 89,7 тыс. до 208,4 тыс. человек.

Поддержка студентов

В августе 2014 года Сбербанк запустил новый продукт «Образовательный кредит с государственной поддержкой», который направлен на стимулирование развития среднего профессионального и высшего образования в РФ и реализуется совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации. В рамках программы государство возмещает учащимся часть расходов на оплату обучения из расчета ¾ ставки рефинансирования. Таким образом, для студентов ставка по кредиту будет равна ¼ ставки рефинансирования плюс пять процентных пунктов, что на сегодняшний момент составляет всего 7,06%. Кредитная программа рассчитана на длительные сроки обучения студентов и 10 лет после окончания учебы с возможностью увеличения сроков по кредитам в ряде случаев. Проект является пилотным и будет расширен в 2015 году.

Специально для молодых людей мы выпускаем дебетовую и кредитную карту «Молодежная» с пониженной стоимостью годового обслуживания, скидками, начислением бонусов и специальными предложениями от платежных систем. В 2014 году транзакционная активность по картам «Молодежная» увеличилась на 6%.

Лояльность и удовлетворенность представителей молодежи нашими услугами стабильно превышает показатели конкурентов. За 2014 год существенно вырос показатель лояльности — по сравнению с прошлым годом количество молодых людей, готовых порекомендовать нас своим друзьям и родственникам, увеличилось на 8 процентных пунктов.

Рисунок 16. Индекс лояльности молодежного сегмента (NPS)По результатам ежегодного Исследования лояльности и удовлетворенности клиентов качеством обслуживания в Сбербанке и банках-конкурентах, проводимого независимой компанией., %

Рисунок 17. Исследование удовлетворенности молодежного сегмента (CSI)По результатам ежегодного Исследования лояльности и удовлетворенности клиентов качеством обслуживания в Сбербанке и банках-конкурентах, проводимого независимой компанией., баллы

В Группе Сбербанка ДенизБанк также предоставляет студентам образовательные кредиты по пониженным ставкам. Кроме этого в сотрудничестве с четырьмя крупнейшими университетами Турции ДенизБанк выпускает банковские карты, которые параллельно играют роль студенческих пропусков. Специально для студентов банком были разработаны «Молодежные» счета, в рамках которых им предоставляются бонусы и специальные предложения, а также отсутствует комиссия за обслуживание. Программы образовательного кредитования реализуются также БПС-Сбербанком и Сбербанком Казахстан.

Жилищное кредитование

Важной социальной задачей Сбербанка является повышение доступности жилья для населения. В этих целях в 2014 году мы перешли на новую модель обслуживания клиентов по ипотечному кредитованию, расширяя сеть приема заявок на ипотечные кредиты. Теперь для подачи заявки нашим клиентам не обязательно обращаться в ипотечный центр — они могут сделать это в любом отделении банка с менеджером по продажам или менеджером по ипотечному кредитованию. Если в 2013 году клиентов консультировали по ипотеке порядка 2 тыс. сотрудников Сбербанка, то в 2014 году количество квалифицированных ипотечных продавцов-консультантов увеличилось до 20 тыс. человек, что значительно упростило доступ населения к ипотечным кредитам. 

Таблица 16. Основные социально ориентированные продукты в сфере жилищного кредитования Сбербанка
Продукт Льготные условияУказанные льготные условия действовали в 2013-2014 годах. Результаты за 2013 год Результаты за 2014 год
«Молодая семья»

Сниженный первоначальный взнос (от 10%)

Отсрочка по выплате основного долга

Проведение акционных программ

Выдано 110 тыс. кредитов на сумму более 156 млрд рублей Выдано 183,7 тыс. кредитов на сумму более 284 млрд руб.
«Военная ипотека» — «Приобретение готового жилья»

Ставка по кредиту от 9,5% годовыхВ 2013 году ставка составляла от 10,5%. На начало 2015 года ставка составляет 12,5% на срок до 15 лет. на срок до 20 лет

Первоначальный взнос 10%

Погашение кредита осуществляется средствами целевого жилищного займа, предоставляемого военнослужащему за счет бюджетных средств

Выдано 1,6 тыс. кредитов на 2,78 млрд руб. Выдано 3,6 тыс. кредитов на 6,6 млрд руб.
«Ипотека плюс материнский капитал» Использование материнского капитала (МК) в качестве первоначального взноса по кредиту или на его погашение Средства МК использовали 107 тыс. заемщиков, погасив кредиты на сумму 43,8 млрд руб. Средства МК использовали 120,7 тыс. заемщиков, погасив кредиты на сумму 46,5 млрд руб.
Региональные жилищные программы

Учет жилищных и иных сертификатов, подтверждающих возможность получения гражданами средств в рамках региональных и федеральных жилищных программ

Субсидирование со стороны региональных и местных бюджетов, а также со стороны предприятий-работодателей

Выдано 26 тыс. кредитов на сумму 40 млрд руб. Выдано 12,2 тыс. кредитов на сумму 66 млрд руб.
Государственные жилищные сертификаты Участие в реализации Федеральной целевой программы «Жилище» по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством Через Сбербанк было оплачено 13,4 тыс. сертификатов на 25,9 млрд руб. Через Сбербанк было оплачено 9,7 тыс. сертификатов на 20,2 млрд руб.
«Строительные сберегательные кассы» («Народная ипотека»)

Накопление первоначального взноса на специальных счетах от 3 до 6 лет

Фиксированная льготная процентная ставка по ипотечному кредиту от 6 до 8% годовых

Региональный бюджет субсидирует до 30% накоплений участников

Открыто 4,2 тыс. накопительных вкладов на сумму 657 млн руб.Данные приведены на конец периода накопительным итогом. Открыто 10 тыс. накопительных вкладов на сумму 1,2 млрд руб. Выдано 48 кредитов на сумму 29 млн. руб.
«Акция для учителей» Специальные условия для работников сферы образованияАкция была приурочена к Международному дню учителя и проходила в период с 26.09 по 31.12.2014.: скидка 0,5% к процентной ставке, уменьшенный до 10% первоначальный взнос, срок кредита до 14 лет включительно Выдано 2,1 тыс. кредитов на сумму 2,7 млрд руб.

Сбербанк Казахстан также реализует программу «Молодая семья», а БПС-Сбербанк выдает кредиты по сниженным процентным ставкам для людей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В рамках государственной программы по реконструкции жилых домов, находящихся в районах Турции с высоким уровнем риска землетрясений, ДенизБанк уже второй год подряд выдает кредиты на модернизацию зданий.